Профилактика наркозависимости у подростков
Профилактика (от греческого prophulaktikos — предохранительный) — это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.
Можно выделить следующие основные современные профилактические подходы к злоупотреблению психоактивными веществами:
1. Подход, основанный на распространении информации о наркотиках. Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных отношений. Он базируется на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.
2. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении. В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что употреблять наркотические вещества начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, которые воспитывались в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях.
Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством приобщения к наркотикам, включиться в группу сверстников и быть там принятым. Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как наркотизация в настоящее время распространилась не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы.
3.Подход, основанный на влиянии социальных факторов. Он базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя наркотизации. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально-ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей или программы, направленные на предотвращение социального давления наркотизирующейся среды сверстников.
4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков. В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации и терапии.
5. Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной употреблению наркотиков. Этот метод предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск употребления наркотиков.
6. Подход, основанный на укреплении здоровья. Укрепление здоровья — это процесс, помогающий человеку усилить контроль над факторами здоровья и таким образом улучшить его. Основой программ укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, не только влияющий на собственное благополучие человека, но и способствующий позитивным изменениям среды, социальной и культурной ситуации.
В соответствии с классификацией Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика наркомании имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть доступно несколькими путями:
- развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует;
- направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды;
- воздействие на факторы риска наркотизации с целью их уменьшения;
- развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самосознанием, развитием);
- развитие социально-поддерживающего процесса.
Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Её воздействия направлены на общую популяцию детей, подростков и молодых людей.
В результате первичной профилактики предполагается достичь полного избегания патологических исходов, редуцирования числа лиц, у которых может быть начат патологический процесс, что определяет её наибольшую эффективность. Она влияет, прежде всего, на формирование здоровья путем замены одних развивающих процессов на другие.
Сформировав активный, функциональный адаптивный жизненный стиль человека, можно укрепить его здоровье и предупредить развитие болезни. Данный вид профилактики способен охватить наибольшее число людей, влиять на население в целом, иметь наиболее эффективные результаты.
Первичная профилактика наркомании проводится посредством нескольких стратегий:
- информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие;
- формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение;
- развитие проективных факторов социального эффективного поведения;
- развитие навыков решения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.
Контингенты воздействия: дети и подростки, посещающие школу; учащаяся молодежь; родители (семья); учителя; внешкольные подростковые молодежные коллективы и группы; дети, не посещающие школу; дети, лишенные родителей и постоянного места жительства; неорганизованные группы населения.
Вторичная профилактика имеет своей целью изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.
Поведение риска может быть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиции личностных, поведенческих и других расстройств; характеристиками среды, действующей на индивида; специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик.
При этом среда рассматривается в качестве носителя такого доминирующего фактора, как стресс (любое требование среды является стрессом; в случае поведения риска стрессовое давление среды, её сопротивление резко увеличивается как реакция на это поведение), а само поведение индивида — как фактор риска наркомании.
Вторичная профилактика наркомании осуществляется с применением различных стратегий:
- формирование мотивации на изменение поведения;
- изменение дезадаптивных форм на адаптивные;
- формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
Контингенты воздействия — дети и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы).
Третичная профилактика наркомании направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто ещё не готов полностью отказаться от них.
Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от первичного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на здоровые. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье — обязательное условие проведения третичной профилактики.
Третичная профилактика наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий:
- формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления наркотиков или других психоактивных веществ;
- изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные;
- осознание ценностей личности;
- изменение жизненного стиля;
- развитие коммуникативной и социальной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков;
- формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
Контингенты воздействия — лица, зависимые от наркотиков и других психоактивных веществ, члены семьи, другие значимые лица, члены групп само- и взаимопомощи и т.д.
В школе можно выделить следующие задачи профилактики наркомании:
- предоставить детям объективную информацию о действии химических веществ на организм;
- сориентировать их на способность сделать свой собственный выбор; дети и подростки должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный для себя выбор, что им это доверяют, но, ни в коем случае не по принципу «здесь, теперь и сразу»;
- дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни;
- провести информационно-просветительскую работу с родителями учащихся 5-11 классов, где в доступной форме изложить информацию о методах ранней диагностики наркомании и методах профилактики наркозависимости у детей.